Вторник, 21.05.2024, 20:03 | RSS | Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Меню
Последние номера

18 август 2023 г. № 33 (10387)

11 август 2023 г. № 32 (10386)

4 август 2023 г. № 31 (10385)

28 июль 2023 г. № 30 (10384)

21 июль 2023 г. № 29 (10383)

Газета - это лицо района
Мы в социальных сетях
Instagram Facebook
Видео
З.О.Ж. ХУНЗАХСКИХ АКСАКАЛОВ. Спартакиада среди Хунзахцев Супербабушка Сакинат из Хунзаха Лотерея газеты СЕЛЬСКИЙ ТРУЖЕНИК . Открытие камня памяти Хаджи Мурату Культура и традиции Хунзахский р-он «Белые журавли»ЦАДА 2010г. Cвадебный обряд c.Сиух посмертно наградили Орденом «Мужест Участник ВОВ Мух1амад-расул. Праздник Белых журавлей Цада 2009г. Док. фильм о Хунзахском районе. Праздник в ХУНЗАХЕ 9 май 2011 год. Патахов Курбанали с.Сиух 2012г.Вече Махмуд Абдулхаликов Народный артист ВИА САРИР 1994г.Хунзахский район Хундерил музей тарихалъул нугI Юбилей Хунзаха 1989 год (2400 лет) Непавший Герой - Хаджи Мурат Документальный фильм.Хунзахский рай 70 -летие Хунзахского района. Хунзахский музей. Белые журавли.К 90-летию Расула Гам Документальный фильм Хунзахский рай Презентационный ролик курортно-тури РАСУЛ ГАМЗАТОВ-ФИЛЬМ О ПОЭТЕ. ФОРУМ МОЛОДЕЖИ ХУНЗАХСКОГО РАЙОНА 2 День молодежи в Хунзахском районе 2 УМУМУЗУЛ КУЧ1ДУЛ (Г1АЙШАТ ТАЖУДИНОВ Праздник Белые журавли (К 91 летию Закладки первого камня МАТЛАС. Фильм о Кайтмазе Аварском 100 летний юбилей Махулова в Хунзах Стихи Расула Гамзатова. День молодежи в с. Хунзах. 2015 год Вечер памяти наиба Хаджимурата в Ху Хунзахский район. Гьазул х1акъалъулъ бицуна Мала Алха Гьазул х1акъалъулъ бицуна-Магомед Ц Районалъул найихъабазул данделъи Гьазул хIакъалъулъ бицуна - Гимбато Инсан ва сахлъи Гьазул х1акъалъулъ бицуна - ХIайбул Улбузул хIурматалда... Эбелалъул къ День в музее.2017 год. Итоги 2013-2016г.г. МРХунзахский ра Тарихалъул тIанчал(Страницы истории (Открытие памятника Фазу Алиевой) г ГIажизал лъимал рохизаруна Гьазул хIакъалъулъ бицуна - Работни МагIарул гIадатал ракIалде щвей Хунзахский каньон АВАРСКИЙ КОНЦЕРТ(САРИР) с.ХУНЗАХ 19 Санал свераниги хвел гьечIеб байрам День учителя ЦIада поэзиялъул рукъ рагьана М.ХIайдарбеков кIодо гьавун гьабура ГIобода варкаут рагьи ХIабибил бергьенлъиги бекьечIдерил Мы в гостях Патахова Айшат Улбузул хIурматалда - ГьоцIалъ росу Инсан ва сахлъи Хунзах больница День матери Голубой огонек ГIадамал ва замана - ГьоцIалъ росу Афганистаналъул рагъухъабазул дандч 8 Март кIодо гьабуна Гьудуллъиялъул дандчIвай ГIухьбузул къо кIодо гьабуна КIудияб бергьенлъиялде рачIунаго
Выдающиеся личности района
Случайное фото
Водопад Тобот
Погода
Форма входа
Логин:
Пароль:
Наша кнопка
Мы будем вам признательны, если вы разместите нашу кнопку у себя на сайте.

Хунзахская Газета, Сельский труженик, Росдал захIматчи


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Главная » 2012 » Апрель » 9 » РАК1АЛЪ НУЖГУН ВУГО.Продолжение.
16:03
РАК1АЛЪ НУЖГУН ВУГО.Продолжение.
(Начало № 25-26)
 По субботам ходили в Хунзах в баню. Вечером в комнатах меняли белье и в целях борьбы со вшами и другими «родственниками» человека, в постель сыпали дуст. Чтобы стряхнуть его на пол, или еще куда - нибудь речи быть не могло. Так и спали в сплошном тумане от дуста. Помещения интерната освещались при помощи дизель - генератора, находящегося на территории соседней женской школы. И вечером свет отключали. В спальных комнатах была принята такая практика, каждый вечер, прежде чем уснуть, кто- то из наиболее продвинутых рассказывал сказку или содержание прочитанной книги. Особенным успехом пользовались сказки, которые придумал я. Мне и сейчас не стоит большого труда, чтобы придумать сказку. Но была одна особенность моих сказок, никому из учащихся не удавалось услышать сказку до конца, через минут пять, как начну сказку, я спрашивал: - Продолжать или нет а- в ответ, как обычно, тишина и я сам засыпал мгновенно.
Потом, я эти опыты продолжал с учащимися энергетического техникума, где я читал лекции по основам строительного дела. Если студенты начинали шуметь или слушали невнимательно, я снижал голос, до шепота, монотонно повторял один и тот же абзац два или три раза, плавными движениями рук, я проводил своего рода пассы, которые на глазах слушателей выглядели как жесты подтверждающие сказанное. В течение нескольких минут, все впадали в транс и спали.
Ночью в комнатах дежурили няньки. В их обязанности входило не только следить за порядком, но и несколько раз будить тех ребят, которые страдали энурезом, для этих целей у входа в помещении стояли специальные тазики. Туда могли справлять малую нужду и те, кто ночью просыпался сам. До туалета, расположенного на западном углу крепости, было от 50 до300 метров в зависимости от того, где находится помещение общежития. С разных углов крепости, всю ночь редкая цепочка детей, одетых как обычно в пальто, поверх нижнего белья, трусцой бежали в сторону туалета - деревянного сооружения, прилепившегося вплотную к стене с хунзахской стороны, рядом с большими наглухо закрытыми крепостными воротами. Деревянное помещение туалета было разделено на две части «М» и «Ж». Никакой канализации не было. Об охране окружающей среды говорить еще было рано, и поэтому, все отходы от школ и районной больницы, словно вулканическая магма, выходили на внешнюю сторону стены и медленно стекались в Цолотлинский каньон.
Минимум раз в год, по интернату обьявляли карантин. Грипп. Всех больных с температурой, собирали в спальных помещениях, выделенных под карантин и под руководством врача, продолжали болеть. Каждый день, утром и вечером, измеряли температуру, пили лекарства, больные приходили, здоровые покидали карантин.
ШЕФСТВО. Стар-шеклассники опекали младшеклассников. Опекунов называли шефами. Шефы должны были помочь подшефным делать уроки, учить их рисовать, лепить, то есть жить в интернате полноценной жизнью. Шефы находились с подшефными на самоподготовке и спали с ними в одной комнате. Прежде чем получить статус шефа, надо было знать все, что нужно для подшефных. На первом месте - контроль за ходом подготовки уроков, а это подразумевало отличное знание всех предметов для данного класса, умение организовать свободное время, рисовать, лепить, рассказывать сказки и т.д. Я сколько помню, с четвертого класса до окончания восьмого класса, был шефом сначала второго класса, потом третьего и т.д.

 Практически со второго класса, все находились на самообслуживании. Никаких уборщиц, или обслуживающий персонал, за исключением нянек, все делали сами учащиеся. Зимой дежурным кроме уборки, надо было топить углем и голландские печи, Печи представляли собой круглые, диаметром около метра сооружения от пола до потолка с двумя дверцами. В верхнюю камеру загружали дрова и уголь, из нижней - выгружали золу. Эффективность работы дежурных и похвалу от одноклассников напрямую зависели от того, как вечером зимой в спальной комнате горела печка. Уверяю Вас, что эта была очень сложной задачей. Несколько поленьев и ведро угля, дежурные получали на складе у завхоза. Уголь двух сортов. Сначала в ведро завхоз лопатой сыпал угольную пыль - семечки и сверху из другой кучи - лопатку крупных кусков антрацита, если уголь прессованный, то лопатку круглых катышек. Прежде чем положить в топку поленья, и потом засыпать уголь, необходимо найти мелкие куски дров, бумагу, или что-нибудь горючее для растопки. От расторопности дежурного зависело очень многое. Если пройтись по двору и внимательно осмотреться, где-нибудь в углу, можно было найти кусок картона или отходы от трудовой деятельности учебных мастерских, пригодные для растопки.

 У меня был свой метод разжигания печи. Для этого надо было изготовить определенное количество самодельного пороха, который я изготовлял заранее. Основным компонентом для такого топлива служит селитра, сера и древесный уголь. Серу брали в химкабинете, а древесный уголь в печках. Селитру можно было достать в пещере, около Тобота, или в поле, где селитру использовали в качестве удобрения. Точную пропорцию я называть не буду, хотя и в памяти это держится крепко. К основной массе селитры добавляли серу и древесный уголь, тщательно перемешивали и состав готов. Нужно подобрать компоненты так, чтобы порох горел не сразу, а медленно, выделяя при этом большое количество огня. Сначала в топку в плотном кульке укладывается порох. Сверху клали мелкие сучья, если есть, а если нет, плотным рядом поленья и сразу же аккуратно засыпаем намоченный заранее уголь, сначала большие куски, потом семечки. Надо постараться, чтобы вода не попала на газету с порохом. Зажигаем бумажный кулек и порох медленно, пузырясь, начинает выделять большое количество огня, достаточного для быстрого возгорания поленьев. В результате печка горела ровно, раскаляя чугунные дверцы, до насыщенно малинового цвета и тепла хватало до утра.
 В третьем классе, где я был шефом, ночью случился пожар. Как уже было сказано, печка горела так, что раскаленная добела, дверца открылась и горячие угольки упали на металлический лист, прибитый перед ней, естественно, тонкая жесть не могла противостоять раскаленным уголькам и пол начал гореть. Я спал около печки, проснулся от того, что начал задыхаться. Вокруг было темно, только перед печкой алело пятно огня. Я быстро встал и побежал в другой конец сквозных комнат, где находилась нянька - Патимат из Гиничутля. Мы быстро вернулись с нею, она принесла ведро воды, которое я налил на место пожара. Огонь прекратился, но повалил густой дым. Задыхаясь, я открыл два окна, и мы начали будить и вытаскивать детей на улицу. Пока мы приводили два-три человека на выход, те, которые оставались на улице, уже поднимались нам навстречу, не понимая в чем дело. Мы вывели на улицу человек десять - пятнадцать, спавших около печки. На улице было холодно, открытая дверь и окна, за это время быстро очистили комнату от дыма. К счастью, на следующий день никто не заболел и не задохнулся. Когда утром, кто- то начал вспоминать что- то, мы обьяснили, что их выводили писать, так, как тазик для подобных нужд был заполнен. На следующий день завхоз закрыл дыру перед печкой куском оцинкованной жести и забил гвоздями.
УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС. После завтрака, прежде чем идти на занятия, надо было переодеваться в школьную форму. Школьная форма представляла собой рубашку на выпуск и брюки, сшитые из прекрасного, голубого сукна, фуражку и ремень с кокардой. Как солдаты. На территории учебных классов надо находиться только в школьной форме. Кабинетной системы еще не было. У каждого класса своя комната, только физический и биологический кабинеты находятся в отдельных комнатах. Следует отметить и о том, что таких кабинетов по физике и химии, по своей оснащенности я не видел нигде. Любой физический или химический опыт можно было проводить не только вовремя урока, но и вечером, на самоподготовке.
В младших классах учителями были Гульжиган из Хунзаха, Нурмагомед и Гаджи из Батлаич,
В старших классах математику преподавали Патимат Локалова, в других классах, по моему, Атаев Магомед и Амирхан из Хунзаха. В 7-8 классах аварский язык преподавала Загидат из Хунзаха. Ботанику преподавали специалисты Цадинского опытного участка Академии наук Дагестана. Рисование и черчение преподавали профессиональные художники Али из Батлаича и Рашид из Хунзаха. Жена главного врача больницы, Саху, по- моему, ее звали Гуарша - преподавала черчение. Спустя много, много лет, когда сам стал преподавателем школы и института, сравнивая то и это время, я прихожу к выводу, что та система, несмотря на определенную жесткость, действительно давала хорошие знания.
После пятого или шестого урока, по звонку, выходили из классов и переодевались и до обеда-во двор.

Свободное время. После обеда, до четырех часов - свободное время, ходишь по двору крепости. В спальные комнаты или в классы идти нельзя, дежурные засекут - жди наказания. Можешь идти в спортзал играть волейбол, баскетбол или заниматься фехтованием. К твоим услугам настоящие спортивные рапиры, защитный шлем и нагрудник. Тренера по борьбе звали Шапиг1. Между уложенных для сушки штабелей досок или дров, которые лежали большими кучами во дворе и играли в войну. Очень часто, осенью на солнечной стороне двора, сбивали стояки из горбыля, на них сушилось мясо на зиму. Резали сушеные кусочки, жевали их с удовольствием, или можно было с друзьями ходить из угла в угол. Как я уже говорил, электричества хватало только для освещения.
Сообщение о том, что скоро у нас будет проведено электричество от строящейся Гергебильской ГЭС мы встретили на ура… Для этого, на территории интерната начали копать ямы для столбов. Часто выкапывали неразорвавшиеся снаряды или картечь-это шарики диаметром 5-6 см, как раз годились для бильярда. Я собрал их около 30 штук. О том, что их можно сохранить в интернате не могло быть и речи. Я отвез их в сторону Цолотлинского каньона, там, где речка впадает в каньон, с правой стороны была небольшая щель, куда я пополз и закопал шарики там. До сих пор эти шарики должны быть там, если не сгнили.
Общешкольные соревнования проводились часто. За призовые места давали медали, грамоты. Художественной самодеятельностью руководил Гамзат из с. Гиничутль- родины народной поэтессы Фазу Алиевой. По итогам художественной самодеятельности интернат часто занимал первые места между районами, эти номера записывались и транслировали по республиканскому радио. Хор ездил на машине ГАЗ- 51, где в кузове для сидения крепили доски. Один раз, когда хор отправился в Хунзах, машина перевернулась и ученик старших классов Сулеймангаджи погиб.
Среди учащихся были чемпионы Дагестана по вольной борьбе, призеры по разным видам спорта. Летом, после обеда все классы вместе с воспитателями отправлялись на речку Итля - лъар. Купались, или загорали. Там же находился и вызывавшее всегда наше удивление обьект - старинная насосная станция, которая работала под давлением создаваемой речкой. Через равные промежутки времени - секунд десять, раздавался мощный глухой звук ударной волны, издаваемый клапанами насоса. Дверь всегда была на замке и во время удара, вокруг гидрантов образовывался большой, веерообразный фонтан воды высотой в несколько метров.
Другое место для купания было под мостом по дороге в сторону Хунзах - Хъокьиялт1а. Наиболее смелые из нас переходили через мост, на другую сторону, спускались вниз по крутому склону и с высоты трех - четырех метров прыгали в воду. Там я и научился прыгать в воду головой вниз. Дальше от этого места, на западе от моста через речку в сторону с. Обода находилась запруда – искусственно созданная путем перекрытия речки Тобот. Называлось место Гама бахъараб бак1. Отличное место для купания. Большое зеркало воды, можно было с разбега, сделав в воздухе сальто, головой вниз или собачкой прыгнуть с берега в прозрачную синеву воды. Однажды среди учеников, зимой, проводились соревнования по конькобежному спорту, где я принимал участие. Нас было трое или четверо, кто катался на коньках. Времени никто не засекал. Многие падали и снова вперед. Среди тех, кто не упал и заслужил похвалы, был и я.
Дело в том, что заниматься катанием здесь не было возможности. Научился этому делу я в деревне. Первые конки делали сами из дерева. На нижней поверхности доски крепили проволоку. И к деревянному основанию конька с двух сторон спереди и сзади крепили металлические полосы, изгибали их и получалась подставка для ноги. Через дырки пропускали кожаный шнур или бельевую веревку для крепления коньков к сапогам. Кожаный шнур делали незаконно, нарушив семейную табу, из кожаного ремня именуемом в народе - г1арщом, так как кожаная веревка - г1арщ считалась семейным капиталом. И разрезав г1арщ, любитель коньков автоматически становился правонарушителем. И не позднее чем через неделю, нарушителя ждало наказание. Говоря юридическим языком, для наказания использовали статью обычного права, то есть битье нарушителя.
Потом начали заказывать коньки - «снегурочки» в Москве, через Центральную базу посылторга. Наверняка, первым додумался до этого кто-нибудь из воспитателей, точно не знаю. В интернате появился толстый справочник, назывался он «Товары почтой». Происходило это следующим образом. Вечером, после ужина, пишешь письмо по адресу: г. Москва, ул. Авиамоторная д.50. Центральная торговая база посылторга. Здравствуйте. Пришлите мне книгу товары почтой, чтобы заказать радиодетали наложенным платежом. Стиль и орфография письма сохранена. Другие могли указать.. «чтобы заказать фотоматериалы, бумагу, проявитель, закрепитель..» или просто - заказать товары… На конверте указывали обратный адрес и все.. Через месяц - полтора на почте бесплатно получаешь бандероль с толстой книгой. Практически можно было заказать все: одежду, обувь, книги, спорт- инвентарь, фотоаппараты и принадлежности, радиодетали, которыми особенно интересовался я. Первые коньки - «снегурочки» я заказал по этому каталогу. Почему их называли «снегурочки», тогда никого особенно не волновало, только спустя десятки лет, я случайно обратил внимание на новогоднюю открытку, где снегурочка была изображена в точно таких коньках, которые мы назвали «снегурочками». Носки у этих коньков кругло загибались вверх. Немаловажное место в жизни интерната играла художественная самодеятельность. В начале всех мальчиков записывали в хор. Бессменный руководитель художественной самодеятельности Гамзат из Гиничутля в процессе прослушки, тех, кому медведь на ухо наступил, отделял от остальных участников и отправлял обратно. Мне повезло. Во время хора я только открывал и закрывал рот вовремя. Зато, между номерами, я выходил на сцену и читал дикломацию. До этого, звонким голосом ведущая объявляла залу,- Стихотворение Г. Цадасы…декламацию читает ученик … класса Магомед Гусенов…Звездный час моей артистической карьеры началась тогда, когда было принято решение поставить пьесу Г.Цадасы «Балагьалъул гъамас»- «Сундук несчастий». Мне выпала роль имама мечети. Каждый вечер, перед или после ужина, мы собирались в клубе или в классе и репетировали пьесу. Особую значимость этому делу придавало участие в этом деле известного певца и художественного руководителя Хунзахского дома культуры Даку Асадулаева. Не каждый день он присутствовал на репетициях, тем не менее, для нас это было что- то нереальное. После успешной премьеры в интернате, где большой актовый зал был битком набит, мы также победно выступили в Хунзахе.
В качестве поощрения нам было предоставлено право выезжать в горные районы и выступать перед сельскими зрителями. Для этих целей нам была выделена грузовая машина ГАЗ-51, где в кузове были установлены скамейки. Мы побывали в Тлохе, Ботлихском, Ахвахском и в Советском районах. В Ботлихский район нас сопровождал и Даку Асадулаев. Перед спектаклем он начал гримировать основных персонажей пьесы. До этого, он гримировал нас только на первом выступлении в интернате. На мою голову надели лысый парик, сверху большую папаху и нарисовали на лице морщины и еще большой тулуп, так как я играл роль старого имама мечети. В финале спектакля мы должны были устроить между собой потасовку. Хотя это и не было предусмотрено, мой противник в ходе этой перепалки, нечаянно сбил с моей головы папаху, я невольно вздрогнул, инстинктивно провел рукой по лысой голове, убедиться, что папаха упала. Видимо, зрители думали, что это так и должно быть, и в награду, шквальные аплодисменты долго не утихали в зале. В последствии, Даку говорил, что это был самый кульминационный момент спектакля.
Реквизит для спектакля собирали воспитатели. Тулуп, о котором я говорил, привезли из Хунзаха. Хозяин долго не соглашался дать новый тулуп в аренду на период гастролей. Не без усилий воспитателей из Хунзаха соглашение было достигнуто, но на каких условиях - история умалчивает. Дело было осенью и на открытой машине Газ -51, тулуп верой и правдой служил работникам искусства. На местах мы ночевали в клубе или в школе. И там, на тулуп претендовали кому не лень, особенно наши «народные артистки» - как они себя называли. И в шутку и всерьёз, с одной стороны они, а с другой - мы - начинали перетягивать тулуп. В результате такого веселья тулуп не выдерживал и в местах пошива, появились прорехи. Вот, к примеру, в тулупе укрылись несколько артисток. Сзади, незаметно к нему подходил кто - нибудь из артистов, и, просунув в прореху палец, начинал щекотать затылок, голову или спину какой-нибудь артистки. Раздавался оглушительный визг и шум, и все жители тулупа выскакивали наружу. Борьба за тулуп начиналась снова. В конце турне больше всего пострадал именно тулуп. Впоследствии выяснилось, что хозяин постриг шерсть с остатков тулупа, а вот куда он подевал остальные части – загадка.
(Продолжение следует)


Просмотров: 1129 | Добавил: NiGMaT | Рейтинг: 5.0/1

by NiGMaT © 2024 ВНИМАНИЕ!!! ПРИ КОПИРОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ САЙТА, ОБЯЗАТЕЛЬНА АКТИВНАЯ ССЫЛКА НА ИСТОЧНИК!!!
Хостинг от uCoz